Купить билет по Пушкинской карте

Акция «Россия - наш общий дом» (Нароватовский СДК)

Акция «Россия - наш общий дом» (Нароватовский СДК) 03.11.2020

Привет! Я участвую в акции #Россиянашобщийдом. Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Я хочу рассказать про мордовский национальный костюм женщины-шокшанки. В Мордовии среди эрзи и мокши затерялась крохотная народность — шокша. В обыденной жизни шокшане почти не отличаются от своих соседей, но в своих старинных обрядах и костюмах различия весьма заметны. Удивительно то, что шокшанки сумели до наших дней сохранить женские праздничные наряды. Каждый — произведение искусства и результат кропотливого долгого труда. Сейчас трудно найти многое из того, что нужно для шитья настоящего национального костюма мордвы-шокши. Основой костюма была льняная ткань собственного изготовления. Холщевое платье шокшанок — «панар» — украшено богатой вышивкой из отдельных разноцветных блесток. Такую вышивку называют «счетной», так как при вышивании считают количество блесток и цветных стежков нитками. Чуть мастерица сбилась со счета — и начинай все сначала.

Платье женщины подвязывали вышитым красного цвета поясом — «каркс». Справа и слева к поясу подвешиваются «цёкт» — лента из материи, украшенной маленькими колокольчиками, металлическими монетами и раковинками каури. Само название подвески «цёкт» говорит само за себя — производить при пляске как можно больше шуму, звону, среди которых четко слышатся удары раковинок друг о друга: цёк-цёк-цёк... Поверх панара надевали женщины шубейку, похожую на жилет, но богато украшенную вышивкой. Сама шубейка — из выделанной овечьей шкуры, а ее края отделывались оторочкой из шкурки степного зверька — сурка. Высокий головной убор шокшанок — «сорока» в целом похож на головной убор мокшанок и эрзянок. Впрочем, он похож и на кокошник русских женщин. Это и не удивительно. Народы живут многие века бок о бок. Но «сорока» шокшанок гуще украшалась блестками. На висках у шокшанки красовались «кудрят» — украшения из хвостовых перьев-косиц диких селезней. В мочках ушей белые шары из пуха — «пухт». В старину для этой цели использовали хвостики зайцев.

Специфическим украшением была нагрудная застёжка - "сюлгамо". Традиционной обувью мордвы были лапти -карть - из липового или вязового лыка. Ноги обёртывали портянками, их было две пары: нижние, которыми обёртывали ступни, и верхние, которыми оборачивали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи «сумань пракстат» из сукна. По праздникам шокшанки обматывали ноги шерстяными нитями красного цвета. Наверное, многих заинтересует вопрос: «Носят ли сейчас представители финно-угорских племен подобные костюмы?» Конечно, сейчас уже редко можно встретить женщину-шокшанку в национальной одежде. Такой костюм можно увидеть лишь на больших праздниках или концертах. Но любая народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние народа, летопись народных обычаев — один из памятников национальной культуры.

Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это? Нет, мы видим, что возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия